Для интересующихся...
В отличие от Pro Evolution Soccer, постепенно отдаляющейся от реализма, FIFA неспешно бредет в противоположном направлении. Лучшее свидетельство прогресса — то, что каждая следующая часть отбивает желание играть в предыдущую. А FIFA 12 твердо намерена вычеркнуть предшественницу из распорядка вашего дня. И не важно, купите вы PC- или консольную версию — впервые в современной истории серии они будут совершенно одинаковыми.
EA любит троицу
По-настоящему серьезных аргументов «за» пока всего три, однако их уже хватает с лихвой. Первый — программное ядро Player Impact Engine, здорово встряхивающее далекую от идеала физическую модель. Речь, правда, идет исключительно о столкновениях футболистов; про доработку поведения мяча, ускоряющегося и тормозящего по неведомым законам, новостей нет. Но и на том спасибо: ведь, несмотря на громкую рекламу, система Fight for Possession в полную силу не заработала — борьба частенько выглядела не очень естественно из-за заранее предопределенной анимации контакта. Например, даже если с виду игрок слабо задевал ногу оппонента, тот мог неожиданно подскочить на метр, а затем в муках рухнуть на газон. Отныне же любое столкновение просчитывается основательнее и в реальном времени, анимация и реакция спортсмена зависят от того, куда и как именно ему «заехал» соперник, и в вышеописанной ситуации условный Серхио Бускетс покачнется, но устоит.
Еще один плюс Player Impact Engine — реалистичные травмы после особо жестких стыков. Впрочем, Дэвид Раттер, продюсер серии, заявил, что создатели крайне внимательно отнеслись к наказанию за излишнюю грубость, поэтому доморощенным Винни Джонсам лучше держаться подальше от кнопки подката. Лишь бы не переборщили с принципиальностью арбитров — кому охота получать судейский нагоняй по каждому поводу…
Второе крупное новшество FIFA 12 — Precision Dribbling. Насмотревшись на шикарную технику Лионеля Месси, в EA Canada обучили виртуальных футболистов более грамотному контролю мяча. Теперь защитника необязательно обманывать сложносочиненными финтами — можно, как любит аргентинец, запутать его, заставить потерять равновесие быстрыми и простыми движениями. Игроки держат мяч очень близко и подкарауливают малейшие просчеты. В таком подходе заметны недостатки (а не будут ли футболисты типа Робиньо явно «читерскими»?), зато никакой лотереи с раскручиванием правого стика в надежде на правильный трюк.
Однако у обороны тоже появилось свое оружие — система Tactical Defending. Фактически, она превращает дуэль с нападающим в мини-игру, в которой, вместо того чтобы по привычке зажимать кнопку прессинга и уповать на навыки подопечного, вам надо пристально следить за форвардом и в нужный момент лично «выцарапывать» мяч. Это, пожалуй, самое радикальное изменение по сравнению с FIFA 11, вынуждающее заново осваивать ключевой элемент футбола. Все, что вы столько лет делали автоматически — выбор позиции, определение дистанции до нападающего, отбор и т. д., — переведено на ручное управление. Дали Гарету Бэйлу чуть больше свободного пространства — и он убежал. Поспешили с броском наперерез — Роналдиньо спокойно ушел от беспомощно лежащего защитника. И так постоянно — полная концентрация и мгновенная оценка вариантов.
Конечно, есть и другие интересные штуки. Для ИИ разработана система Pro Player Intelligence, оптимально раскрывающая способности футболистов. Скажем, если в команде играет Альберто Джилардино, великолепно действующий «на втором этаже», то его партнеры станут навешивать в штрафную площадь в расчете на то, что итальянец замкнет передачу; стоит же Джиле уступить позицию малышу Бояну Кркичу, как ИИ начнет простреливать понизу. Также в зависимости от состава и от хода матча может варьироваться общекомандная тактика соперников.
Главная «фишка», не связанная непосредственно с геймплеем, — активная увязка FIFA 12 с событиями в реальной жизни, что видно по обновленному режиму «Карьеры» и EA Sports Football Club — интернет-службе EA, схожей по задумке с Live Season. Только вместо банальной синхронизации формы спортсменов и прочей мишуры она предлагает участвовать в важнейших футбольных мероприятиях (за их перенос в игру отвечает отдельная группа разработчиков). Кроме того, EASFC станет отслеживать результаты пользователей и на их основе формировать всевозможные лиги и рейтинги, подсовывать новые испытания (на манер Autolog из последних Need for Speed). Выглядеть это будет примерно так: настоящие «Интер» и «Милан» разыгрывают Суперкубок Италии, то же самое делают два миллиона обладателей FIFA 12, и суммарный итог их матчей определяет, какие места миланские гранды займут в общей таблице использованных в проекте команд.
* * *
Масштабно? Да. Новая часть не разменивается на мелочи. По словам финалистов FIFA World Interactive Cup, FIFA 12 настолько глубже предшественницы, что если бы решающий матч пришлось проводить именно в ней, то у них возникли бы огромные проблемы. А эти люди знают, о чем говорят.